Об объемах нелегального онлайн-рынка алкоголя рассказали на форуме «Антиконтрафакт-2023»
30 млрд рублей или 100 млн бутылок контрафактного алкоголя ежегодно реализуется через интернет-площадки в России ежегодно. О том, как бороться с контрафактной алкогольной продукцией в целом и что происходит в этом сегменте онлайн, рассказали участники дискуссии «Борьба с нелегальным алкоголем: кто побеждает?».
Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев, выступавший модератором сессии, отметил специфику рынков алкогольной, табачной и никотиносодержащей продукции, которая заключается в большом количестве государственных денег в товарах этих сегментов. С одной стороны, государство борется не просто с контрафактом, но и с тем, чтобы деньги не уходили на сторону. А с другой – разница в товаре с акцизом и без него работает на нелегальных производителей.
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева отметила, что вопросы противодействия незаконному обороту алкогольной продукции неоднократно рассматривались на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, причем в последнее время они выносились на обсуждение по инициативе самих субъектов Российской Федерации.
Она отметила и рискориентированный подход в борьбе с нелегальным оборотом алкоголя, где ключом стала разработка и утверждение типовых индикаторов риска, которые помогают контролировать розничную торговлю. Также в своем выступлении Екатерина Приезжева упомянула и систему маркировки. По ее словам, сейчас в табачной отрасли реализуется механизм по переходу на цифровой акциз, и подобная дорожная карта согласована Минпромторгом и Минфином для применения аналогичного подхода для пивоваренной отрасли.
Председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий — оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Михаил Дубин рассказал, что сейчас в системе зарегистрировано около 1,5 тысячи производителей пива, 237 импортеров и почти 46 тысяч компаний оптово-розничной торговли.
«Маркировка всегда внедряется поэтапно, чтобы снизить затраты на бизнес, и чтобы в розничную цену не было включено никаких дополнительных издержек. Мы предложили от себя две программы поддержки для производителей пива при оснащении: беспроцентная рассрочка на три года для всех производителей без исключения, а для небольших производителей (до 300 тысяч декалитров в год) – компенсация половины стоимости. Мы получили 450 заявок, все они отработаны», – рассказал Михаил Дубин.
М.Дубин отметил, что важным моментом работы ЦРПТ является не только обеспечение самой маркировки и прослеживаемости, но и работа для контрольного органа с точки зрения сбора и предоставления чистых, полных и достоверных данных, благодаря которым можно строить систему управления нарушениями.
Тему интернет-торговли затронул директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекс Дмитрий Русаков. По его словам, одним из путей проникновения контрабандного алкоголя на рынок, согласно исследованию НИФИ, является интернет-торговля.
Объем рынка нелегальных интернет-продаж алкогольной продукции в России оценивается в 30 млрд рублей, это около 100 млн бутылок. Сейчас действительно можно зайти на сайт и купить любой алкоголь, никто не будет проверять возраст, а покупатель не будет понимать, что это за алкоголь. Необходимо добавить и усилить контроль онлайн-продаж, и эта инициатива должна стать одной из приоритетных – пока мы не можем это контролировать, будет лазейка для нелегальной торговли», – сказал Дмитрий Русаков.
В мероприятии также приняли участие заместитель руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольными и табачными рынками Елена Афанасенко, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, член комитета по защите конкуренции Сергей Лисовский, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, исполнительный директор Ассоциации Производителей пива Вячеслав Мамонтов, заместитель директора Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Министерства финансов России Александр Коробутов, заместитель директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ Ирина Федина (по ВКС).
Организатор Международного форума «Антиконтрафакт-2023» – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Соорганизатором форума выступает Евразийская экономическая комиссия. Партнеры деловой программы: «Центр развития перспективных технологий» (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), автономная некоммерческая организация «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции», международная ассоциация организаций, осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт». Оператор форума – Фонд Росконгресс.
Официальный партнер – X5 Group.
Партнеры – Фирма «1С», «Лазерный Центр», ООО «Сибур».
Партнеры деловой программы – АНО «ННЦК», ЦРПТ, Международная ассоциация «Антиконтрафакт».
Партнеры по организации – Lamoda, Яндекс Маркет, «Лаборатория Касперского», «Татспиртпром», «Высокий берег» (Кубань-Вино), «Холдинг Аква».